Русские передвижники: таланты, бросившие вызов догматизму

В.Г. Перов "Охотники на привале"

Каждому человеку ещё со школьной скамьи известны такие фамилии, как Крамской, Шишкин, Репин, Саврасов. "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван", "Витязь на распутье" – картины, которые знает каждый.

Авторов этих и других художественных произведений объединяет членство в Товариществе передвижных художественных выставок, а членов этого товарищества упрощённо называли передвижниками.

Передвижники - многочисленная группа художников разных стилей, существовавшая с 1863 по 1923 год. За это время сменилось несколько поколений художников и накопился значительный фонд работ.

Начало было положено в Петербурге, в 1863 году, когда в Российской академии художеств произошёл конфликт между администрацией главной кузницы художественных кадров и 14 лучшими студентами академии. Суть конфликта состояла в праве выбора темы для дипломной работы – художественной картины, которую должны были писать выпускники.

Традиционно на картинах изображались классические библейские сюжеты. Но молодые художники считали, что имеют право писать картины на актуальные темы современности и вправе сами выбирать тему, которую готовы раскрыть на своём полотне. В историю данный эпизод вошёл как "бунт четырнадцати", ибо, не добившись своих целей, студенты ушли из академии.

Встал вопрос о создании площадки, на которой независимые художники могли бы проводить выставки, демонстрировать и продавать свои работы. К 1870 году к столичным художникам присоединились и московские. 2 ноября был утверждён устав, определяющий цели товарищества:

  1. Проведение выставок в российской провинции.
  2. Ознакомление широких масс с художественным творчеством.
  3. Культурная социализация населения.
  4. Организация сбыта продукции товарищества.

Как видим, художники не только расширяли перечень сюжетов своих картин, но и создавали условия для просветительства - более широкого проникновения изобразительного искусства в народные массы.

11 декабря 1871 года состоялась первая выставка в Петербургской академии художеств. В ходе выставки прошла демонстрация нового идейного течения, основанного на народно-исторических, бытовых мотивах. Передвижники бросили вызов академической модели письма, отказались от мифологии в своих работах, пытаясь окунуться в окружающую жизнь, а не удаляться от неё.

Художники-передвижники ездили как в крупные, так и провинциальные города: Казань, Воронеж, Курск, Нижний Новгород, Кишинёв и др.

Члены товарищества оставили огромное наследие, которое в значительной мере сохранено благодаря П.М. Третьякову. Он был не только одним их крупнейших покупателей картин передвижников, но и построил здание галереи и открыл к ней доступ всем ценителям русской живописи. Именно Третьяковская галерея до сего дня хранит богатую коллекцию полотен передвижников.

Передвижники - первый крупный устойчивый союз творческих людей, возникший на волне расширения гражданских свобод. Товарищество в художественных образах отражало как реальную жизнь людей различного положения, так и исторические события, которые влияли на историю государства. Многие события или бытовые зарисовки конца XIX - начала XX века мы можем увидеть именно благодаря полотнам передвижников.

"Да разве можно усомниться в благородстве их стремлений, в величии цели?! Нести искусство в народ, в широкие массы, будить в народе самосознание, отдать себя целиком служению народу..." – писал о движении передвижников в своей книге "Чёрные доски" известный русский писатель Владимир Солоухин.




Самое популярное

Апофеоз войны

Большой. Трудная судьба архитектурного шедевра